Расширенный поиск

Автор Тема: Музыка что звучит в голове, или как стать композитором  (Прочитано 421 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Январь 29, 2017, 03:21:24 am
Прочитано 421 раз

Оффлайн Celeste

  • Администратор

  • *****

  • 141
    Сообщений

Довольно многие люди слышат музыку в голове. Это потрясающие мелодии, не существующие в реале, иногда целые произведения. Те, кто не слышат музыку - могут ее услышать если начнут заниматься медитацией и немного успокоят ум. Музыка - это универсальный язык если не Вселенной то квантового поля точно. И наша способность слышать музыку без всяких внешних инструментов присуща нам с рождения. Только возникает проблема - как ее записать. Композитор это человек который сделал две вещи:
1. Очистил свой ум от шумов, чтобы начать слышать естественную музыку
2. Овладел музыкальным инструментом, чтобы сыграть то что он слышит.

Фактически композитор больше ничего не сделал. Он не сочиняет, он слышит и играет что слышит. Про первый пункт мы тут говорить не будем, если вы еще не слышите музыку, но хотите ее услышать - то можно об этом поговорить подробно. Я слышу музыку, и многие мои знакомые слышат. Поэтому поговорим о втором - как овладеть музыкальным инструментом в достаточной степени, чтобы начать играть то, что звучит в голове.

Музыкальный инструмент - это интерфейс пользователя, он подобен клавиатуре. Если вы умеете нажимать кнопки на клавиатуре, и инстинктивно знаете какие кнопки нажимать чтоб набрать то или иное слово - то вы владеете этим инструментом. Подобным же образом можно научиться играть, хотя музыкальный интсрумент несколько сложнее, чем клавиатура компьютера, но принцип тот же.

Существует несколько групп музыкальных инструментов, но можно из них выделить классические, и современные. О современных я напишу позже, здесь рассмотрим основные принципы обучения музыке, на примере двух классических инструментов - фортепиано и гитары. Я хочу рассмотреть именно необходимые аспекты овладения инструментом с одной целью - играть музыку которую слышишь в голове. То есть можно исключить ту многую концептуальную нагрузку, которую дают в музыкальных школах. Там обычно прививают детям отвращение к музыке.

Также нам не надо учиться супер крутой и быстрой игре - это можно развить потом, но для того чтобы играть свою любимую музыку из головы это не нужно вообще. Все техники игры - это нарабатывается со временем, и только при необходимости. Для того, чтобы стать композитором, достаточно базовых техник владения инструментом.

А нам все что реально нужно - овладеть инструментом чтобы руки нажимали то, что в голове играет - больше ничего. Никакой магии или таланта тут не надо - чистая технология.
Когда я пишу этот текст на клавиатуре, то мои руки набирают почти все слова правильно, и я смотрю только на экран. Это называется слепая печать. У меня нет букв на клавишах, я могу писать в темноте. Это потому, что мой мозг выстроил ассоциативный ряд - какая клавиша по ее месторасположению связана с какой буквой.

Именно ассоциативные ряды - основа любого навыка. Мозг ставит одно в соответствие с другим - только и всего. Наработка ассоциаций производится простым но упорным трудом - многократным повторением одного и того же действия. Так как я много писал на клавиатуре - я не потратил ни секунды времени обучению слепой печати - этот навык пришел сам со временем.

Такой же навык мы применим к музыкальному инструменту. Только здесь придется создать не один, а парочку ассоциативных рядов.
Итак,

1) Ассоциация "нота - клавиша (лад/струна)", а также обратная ассоциация - лад -> нота. Да, вам желательно знать основы нотной грамоты - 7 нот, бемоли, диезы, гаммы, аккорды. Эта база нужна только лишь для того, чтобы читать чужие руководства, техники импровизаций и уметь играть чужие произведения - ведь так будет нарабатываться навык игры. Также на первых порах элементарно разбираться в теории поможет для обучения, хотя потом теорию можно забыть. Но перед тем как мы умеем ездить на велосипеде автоматически, нам надо делать некоторые действия, обдумывая, И хотя многие талантливые композиторы-гитаристы и не знают нот, но зная их, можно стать композитором гораздо быстрее. Зная ноты, вы сможете играть с листа произведения, разучивать гаммы и аккорды, все это не обязательно, но очень пригодится для наработки разных музыкальных рисунков.

Теперь о самой ассоциации. Когда я думаю "до", мои руки автоматически нажмут его на любой октаве пианино. Выучить ноты на пиануно очень легко - каждая октава полностью одинаковая. Также работает и обратная ассоциация - нажатие клавиши говорит мне сразу какая это нота. Сложнее дела обстоят с гитарой - тут нет очевидного расположения нот. На грифе ноты придется заучить. И хоть будет скучно - но это нужно. Делается это тупо - берется первая струна и играются все "белые" ноты подряд - то есть без диезов и бемолей, произнося их про себя. Потом вторая, и так далее. Потом наоборот - ставим палец на случаный лад - и пытаемся назвать что это за нота не думая.  Упражнение повторяется многократно каждый день, пока постановка пальца на случайный лад не будет автоматически вызывать в голове ноту, и пока думание о ноте не будет автоматически ставить палец на нужный лад. В общем все как с пианино, только на гитаре.
В интернете можно почитать разные способы запоминания нот на грифе, но в целом все сводится к этому - учите их также как выучили кнопки на клавиатуре.
Вот один секрет по изучению нот на гитаре: http://forum.ramta.org/index.php?topic=106.0

Освоив первый пункт, начинайте играть разные гаммы, и играть простые произведения с листа. Это доставит удовольствие и вы даже обнаружите что уже начали немного импровизировать. Особенно гаммы надо играть много, часто, в разных направлениях и аппликатурах.

2) Ассоциация название интервала - расстояние / форма. Вся музыка основана на интервалах. Когда играет фрагмент мелодии, то есть тоника - та нота вокруг которой крутится мелодия. Тоника может и не звучать явно - но она звучит в мозгу в этот момент, в подсознании. И вся красота музыки заключается в том, что идет игра разных расстояний от тоники - интервалов. Поэтому учить следует не отдельные звуки, а именно интервалы! Именно тоника + интервалы, а не ноты образуют мелодию. Ноты сами по себе - просто звуки.

Тут интересно- на фортепиано можно научиться строить довольно быстро интервалы в пределах октавы. Сначала придется считать вручную, но потом это будет доведено до автоматизма. Надо учится строить все интервалы от любой клавиши, и от черных тоже. Но вот когда начинаются интервалы размером больше октавы, то на фортепиано этот вопрос становится сложнее. Дело в том, что клавиатура фортепиано линейная, а наш мозг не может быстро сосчитать множество сегментов, расположенных в ряд. Например когда мы видим 3 или 4 шарика на столе, мы тут же назовем число. А когда видим сразу 10 шариков - то уже не назовем, пока не сосчитаем их. Также и с интервалами на фортепиано. Ведь музыка использует интервалы гораздо больше октавы, и поэтому фортепиано - очень трудный инструмент для доведения этой ассоциации до автоматизма. Профессиональный пианист слышит и его рука нажимает нужные клавиши. Не настолько профессиональный слышит, думает ноты, и рука нажимает нужные ноты - то есть он работает через первую ассоциацию, тогда как можно при навыке отбросить первую и перейти к прямой цепочки интервал - клавиша (инструмент становится как бы продолжением тебя).

Гитара в этом плане гораздо легче. Здесь у нас есть геометрия расположения нот, вместо линейности, а мозгу запомнить геометрические фигуры гораздо проще. Поэтому наработка интервалов на гитаре это ассоциация - звучание интервала - перенос в нужное геометрическое место на грифе. Также гитара отлична тем, что она горизонтально транспонируемая. Если построить интервал в одном месте на грифе от тоники, то при переносе пальца с тоникой на другой лад, геометрическая фигура не меняется, то есть относительное положение пальцев то же самое. Правда гитара не вертикально транспонируемая - при переносе пальца вниз или вверх на соседние струны - фигура меняется (при стандартном строе). Есть современные музыкальные инструменты - основанные на шестигранном полиморфизме (магический принцип бытия), они являются полностью транспоринруемыми. Но о них как нибудь в другой раз.

Гитара облегчает заучивание интервалов очень сильно, их надо учиться строить от разных нот, по тому же принципу что пункт 1 - проговариваем интервал - строим.

3) Ассоциация название интервала - звучание интервала. Этому учат на хоровых кружках и на базовых курсах сольфеджио. Просто поем интервалы, одновременно играя их - прима, секунда, терция, кварта, квинта, секста, септима, октава. Потом назад от верхней тоники к нижним нотам. Потом поем составные интервалы - нона, децима, итд названия можно посмотреть тут
https://ru.wikiversity.org/wiki/Таблица_интервалов

Можно придумать и свои названия, ведь слова эти даны не просто так - главное иметь емкое слово для наработки ассоциации.

4) Ассоциация звучание интервала - название интервала.. Обратная ассоциация к пункту 3. Вот это самое сложное. Это то, что тренируют на музыкальных диктантах. Слыша интервал - вы должны четко сказать что это. И не только полные но и не полные интервалы - малая секунда, уменьшенная кварта, и так далее. Нарабатывается также как в пункте 1 - нажимается на инструменте случайный интервал, и тут же пытаемся сказать не думая то это. Вначале будет много ошибок. Но это на самом деле такой же тупой автоматический навык как отличение буквы о от а на слух. Научиться может каждый. Пункты 3 и 4 неразрывно связаны межлу собой.

Все - эти 4 навыка достаточны чтоб начать играть свою музыку, пусть сначала медленно, но потом все уверенней. Но это станет возможным, при условии что все эти пункты доведены до автоматизма. на выбранном инструменте. То есть нужно вообще не думать при их выполнении.
Когда все доведено до автоматизма, то название нот и интервалов выпадают - они уже не нужны, и о них можно забыть. Но только тогда, не раньше.
И вот получается такая штука - завершенный ассоциативный ряд:

Звучание интервала в голове -> расстояние между клавишами (или геометрия на грифе) ==> ЗВУЧАНИЕ В РЕАЛЬНОСТИ

(А в Разуме (то есть во вселенском компьютере), мы создали БЕЗЛИЧНУЮ ассоциацию: Звучание интервала в голове  ==> ЗВУЧАНИЕ В РЕАЛЬНОСТИ.
Также как для нас выпало за ненадобностью название интервалов и нот, то для квантового уровня выпали за ненадобностью эти руки, нажимающие на струны или клавиши. Эту часть поймут только маги или квантовые физики :) )


Да, мы только что сотворили настоящую магию - мы перенесли сон (ведь все что звучит в голове - это подобно сну) - в реальный мир! Мы поделились своим внутренним - с внешним! В этом великая радость и таинство игры.
 (badgirl)
« Последнее редактирование: Январь 30, 2017, 12:54:27 am »