Расширенный поиск

Автор Тема: Мысль я  (Прочитано 330 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Июль 17, 2016, 12:16:15 am
Прочитано 330 раз

Оффлайн Celeste

  • Администратор

  • *****

  • 138
    Сообщений

Мысль я
« : Июль 17, 2016, 12:16:15 am »
Что такое я? Никто не может дать ответ на этот вопрос. В голове постоянно крутится слово я, я. Почти все люди больше всего говорят это слово, и больше всего его думают. Это самое короткое слово, потому что употребляется чаще всего в языке. Но это не просто слово. Оно что-то обозначает. Но вот что?

Давайте посмотрим, как вообще слово обозначает что-то. Вот у меня на столе лежит мышка. Но это неправда. Никакой мышки на столе не лежит - очевидно же :) Как? Да потому что, мышка - это слово. Да, просто слово, смешное сочетание из 5 букв, ничего не означающее. А то что лежит у меня на столе - это НЕЧТО. И вот этому НЕЧТО понадобилось название, чтобы мы могли об этом говорить другим людям. Для того и понадобилось слово мышка. То есть мышка - это слово, но говоря его мы подразумеваем совсем не слово, а конкретную реальность. С этим, надеюсь понятно. Но многие люди даже не задумывались о таком. Они говоря "мышка", не отделяют слово от того, на что оно указывает. То есть внимание сразу проваливается в содержимое мысли. Но совсем не трудно задержать внимание, и убедиться, что мышка - это просто слово, указывающее на нечто другое, то что я вижу сейчас глазами.

Теперь надо посмотреть на случай с я. Очевидно, что "я" - тоже слово, подобное слову "мышка". Но на что оно указывает? Если в случае с мышкой все понятно - вот слово, а вот предмет, то в случае с "я" - вовсе непонятно. Можно интуитивно сказать что я - это тело, или лицо, или подбородок, может глаза? А может область сердца? Это обычно возникает в прямом наблюдении. Но все то, что мы только что перечислили, уже имеет слова для обозначения. Тело это тело, руки это руки, лицо это лицо, образ лица - это образ лица. Ощущения которые там возникают - также можно назвать и обозначить. Вот ощущение оно находится в этом месте, оно такое-то. Зачем же понадобилось слово "я" для обозначения чего-то, чему и так есть слова?

Может быть это слово просто лишнее? Может ну его? Но нет - не получается от него избавиться. Оно явно указывает на что-то, на какое-то НЕЧТО, что присутствует в опыте и требует обозначения. Но вот только найти это НЕЧТО никак не получается - все что бы мы ни находили, уже имеет названия. И вот тут если внимательно посмотреть, то приходим к тому, что слово "я" - обозначает совсем другое. Но это другое не находится в наблюдаемой реальности. Сколько ни смотри - нет его здесь нигде. Но в то же время я есть! И вот это наблюдение, к которому приходит внимательный исследователь - я указывает на само понятие есть. На бытие. Все, что ни существует - это присутствие я. Оно есть в каждой вещи, но оно само не вещь!

Как же получилось, что стало казаться, что я - это нечто, например тело? А просто потому, что внимание провалилось в слово я - точно также как провалилось в слово мышка! И вместо того, чтобы заметить отдельное слово, и отдельное присутствие, сама мысль я становится присутствием, слово не замечается. Но так как присутствие - не вещь, не обьект, то в сознании мысль я остается как бы безхозной, не указывающей ни на какой объект. И эта мысль как и "мышка" ищет отождествления с обьектом, разворачивания в образ, потому что то, что эта мысль уже развернута в присутствие, умом не замечается. Вот и происходит такое, что само внимание, проваленное в пристутсвие, отождествляется с объектом мира. В данном случае с телом.  И присутствие, выраженное мыслью я, становится телом.

Путем назад из этой иллюзии является постоянное обнаружение, что любой объект имеет название. Тогда снова становится непонятно - а что же такое я, и зачем оно нужно. Так начинается практика, которую в адвайте называют "атма вичара" - вопрошение к я.